Статья. Метод "так бывает" в детской психологии. Механизм компенсации

Психологические техники и схемы Yagaya-Baba.ru Все статьи   2014-05-10 10:42:00

В доме принята формулировка, позволяющая сохранить картину мира открытой столько, сколько ребенку будет надо: «Так бывает, что…» С этой формулой ребенку можно скормить любые явления в мире. Но как креативно это используют акцентуированные дети, беря этот инструмент в свои руки.

Случается какое-то событие, которое так или иначе затронуло ребенка «правил». Ее котенок сидел рядом с ней на подоконнике и смотрел праздничный салют. Детка приходит и уточняет, можно ли это ввести в разряд правил, по которым существует этот мир: «Мама, а бывает так, что ребенок смотрит салют, а рядом сидит котенок и тоже смотрит?» Никогда в таких формулировках не бывает «я», хотя осознание себя по возрасту присутствует. Всегда есть ребенок и люди и другие животные, с которыми что-то происходит. Я пока бессильна понять, почему из того, что я делаю акцент, что отклонение от нормы — это тоже норма (например, нетрадиционные отношения между полами), ребенок делает вывод, что частный случай нормы — это повод назначить частный случай правилом нормальности мира и тут тоже. По идее-то, «так бывает, что…» должно прикрывать от ребенка мамин личный конструкт в отношении мира: «И тут тоже лажа», если считать, что от меня идет не тот посыл.

Ребенок «результата» в общении со сверстниками, пересказывая частный случай «так бывает»: «так бывает и это верно, я сказал, поэтому вы должны считать меня значимым за мое экспертное мнение».

Непонятно ровно настолько же :) Потому что перед тем, как маленькое пубертатное бедствие пойдет к сверстникам втирать мамину точку зрения в качестве своей экспертной, дома будет два кармана и горсточка скандалов на ту же тему:

— Детка, так бывает, что…

— Детка, видишь ли, если… то… а, чтобы этого не случилось, следует делать так…

— Детка, мы с тобой уже говорили, что… мне бы хотелось, чтобы…

— Детка, давай найдем способ, который тебе поможет учитывать это явление в своей жизни…

— Детка, будешь ли ты делать выводы добровольно, или мне ввести санкции?

-…

-…

— Сколько можно?! Считаю до трех, и если ты не… то я…!

— Чо? Ты что-то сказала? Ты раньше мне ничего не говорила. Кстати, ты меня давно не целовала и не обнимала. А так бывает, что дети портятся, если родители их не целуют.

P. S. В посте выложена иллюстрация к механизму компенсации акцентуации характера.


Есть такое железное правило, которое объехать невозможно: если практикующий смешивает роли в отношениях с наставником, то ему не будет или практики или отношений


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.