Статья. Личный миф как метамодель мира в психологии
Личный миф — это метамодель мира, то есть представления о своей «Я-концепции», о том, как устроен мир вокруг, и где место этого моего «Я» в моих представлениях о мире.
В работе над осознанием своей Я-концепции я предлагаю последовательно (или непоследовательно, куда кривая вывезет) познакомиться с собой по следующей схеме:
1. Идентификация с телом и именем.
В том числе, если тело одно, а «я» — несколько, так тоже бывает, а не только «Я — Маша».
2. Представление о своей сексуальности, в том числе через:
— биологический пол;
«Что написано в медицинской карте и на бирочке из роддома».
— сексуальную идентичность;
«Я думаю, что я — гетеросексуальная девочка, которую торкает только на мальчиков» или как-то еще.
— сексуальную ориентацию;
«На кого на самом деле торкает, а не как я думаю».
— гендерную идентичность;
«Я — девочка», или «я — мальчик», или «я — то девочка, то мальчик» или как-то еще.
— гендерную социальную роль;
«Я крашу губы, ношу платья, рожаю детей и не могу быть машинистом в метро — я веду себя как девочка в культурном слое, в котором я живу», у мальчиков, соответственно, наоборот.
— и гендерное в социальных ролях через термины Весельницкой и Калинаускаса: направление и пространство.
«Я выбираю осваивать пространство в Доме, на Границе, на Площади и на Сцене — именно поэтому я девочка в каждой социальной роли».
3. Самоощущение и самочувствие.
В порядке ли и то и другое, потому что иначе результаты работы будут столь же дискомфортные и не свои, насколько связи со своим телом и со своими чувствами нет.
4. Представление о себе в настоящем, прошлом и будущем.
В том числе, с анализом, кто на ком стоял, топтался и изгалялся в процессе так, что в итоге что выросло, то и на консультацию пришло. И что можно с этими представлениями сделать, кроме как признать их фактами и значимыми событиями в своей жизни. При этом мы можем выделить часть значимых для вас черт характера и свойств темперамента как неотъемлемую и неизменяемую часть личности, и найти способ с собой дружить, если до сих пор как-то не срослось, а приписанные чужие оценочные суждения, которые мешают принимать и любить себя, отшелушить и заменить конструктивными представлениями о себе.
5. Самооценку, в том числе оценку себя в социуме.
Собственно, мнение о себе, в практическом приложении к живой жизни.
Архетипические методы в работе психолога-сказкотерапевта
Безусловное принятие. Как стать уверенным в себе
Сага о Вёльсунгах. Исландская сага
Тян-Шаньская О.С. Жизнь Ивана. Материалы для работы психолога
О понтах и регалиях в работе психолога и психотерапевта
"Да"- и "нет"- позиции. Психологические аспекты работы над собой