Статья. Пусть дурное, но дитя: отношение матери к ребенку и его идентичность


О, кого я нашла в эгрегоре. Прямо тут и покажу.

Вот есть Великая мать, с ней более-менее все понятно. Она всесильна, добра, благостна и проч.

Есть Священное Дитя — прекрасный младенчик. С ним тоже все достаточно просто. Невинен, прекрасен, благоухает фиалками.

Есть Великая Ужасная мать и я, и. о. С нами тоже все ясно? Практически всегда всесильна или может отказать в помощи («про то старшая сестра моя знает, не я»), но не беспомощна. Даже в драке любовном объяснении с Велесом они не могли друг друга побороть.

Получается, что должно быть и Дурное Дитя природы. Оно злое, беспомощное, глупое, ревнивое, завистливое, жадное — а это точно отсылка не к младенцу, а постарше.

Кто его родители?

Ну, конечно же, не мы с Кащеем, как Великие Ужасные Родители. Иначе это был бы инцест. У Кащея дочь — Василиса Премудрая, она из Дурного Дитяти получиться не могла. У Яги дети — психопомпы. Тоже не тот персонаж, психопомп беспомощным не бывает (ну, может в какой-то культуре и бывает, но у Яги точно дети могут отвести по нужным маршрутам). Кроме того, у Ужасной Матери не работал бы ее приют, если бы собственное дитя было Дурное в архетипическом смысле.

Если это подменыш, то:

— кто его родители?

— почему его подкинули?

— где настоящее дитя?

— а что мы все про девочек, а мальчики бывают дурными каким путем?

Я знаю минимум четыре случая ужасных матерей у девочек, даже пять, ни одну девочку, увы, спросить не могу. Мне и не расскажут в моей идентичности, покалечат скорее.

И куда из этого угла бечь из роли Дурного Дитяти?

Ключевой момент: потеря контакта с матерью со стороны ребенка, раз портится он, и рычаги для восстановления нормы должны быть тоже у него. Тогда он потерявший или подброшенный. (не факт)

Там, где мать прерывает контакт, ребенок находит себе приемную мать. В виде молочной козы или женщины, неважно.

Прервавшая контакт мать — ужасная Баба-Яга. Та, кто может тебя сожрать по своему хотению.

Получается так:

Великая/Хорошая мать любит свое дитя и уверена, что он ее любит, отношения взаимны.

Священное дитя любит свою мать, и уверен, что она его любит, отношения взаимны.

С Великим/Хорошим отцом аналогично.

С Великой Ужасной/плохой матерью/отцом отношения невзаимны.

Но, я не вижу следующий расклад:

Великая Ужасная/Плохая мать не любит свое дитя.

Дурное дитя не любит свою мать.

Я вижу все наоборот, как отношение матери к ребенку формирует Дурное дитя. Он считает себя дурным, потому что делает вывод, что она его не любит.

И как отношение ребенка к матери делает из нее Ужасную мать. Она считает себя ужасной, потому что делает вывод, что он ее не любит.


Мужчина, убеждающий женщину, что в одиночестве она и ее дети в опасности, боится быть ей ненужным


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.