Техники индивидуальной терапии Адлера. Объяснение причин
Взрослым для развития версионного мышления можно предложить рассмотреть какую-нибудь ситуацию, в которой ребенок «странно» себя ведет, а потом предложить каждому участнику сформулировать не менее трех различных версий, объясняющих поведение ребенка. Может быть использована, например, такая ситуация: «Девочка семи (девяти, двенадцати) лет идет вместе с мамой к метро. Они едут в гости к бабушке. Вдруг у метро они встречают мамину подругу. Та предлагает пойти поесть мороженого. Девочка угрюмо отказывается идти за мороженым. Никакие уговоры, даже обещание купить самое любимое ею импортное мороженое, не действуют. Почему девочка так себя ведет?» Ответов на этот вопрос может быть множество, например:
1) от этой маминой приятельницы слишком резко пахнет духами, селедкой);
2) девочка смущается в присутствии этой дамы, потому что тайно влюблена в ее сына (или мужа);
3) ненавидит эту даму за то, что та слишком громко говорит или обидела ее когда-то, или прикасалась к ней холодными потными руками;
4) эта встреча перебила планы девочки — она хотела поговорить с мамой о чем-то важном;
5) такая встреча стоит дороже, чем порция мороженого, можно выпросить себе еще что-нибудь;
6) после этой встречи мама, скорее всего, начнет ставить дочку этой дамы девочке в пример;
7) после встречи у мамы испортится настроение, потому что у этой дамы богатые родственники, и она либо покупает себе все время что-нибудь такое, чего мама не может себе позволить, либо ездит за границу;
8) девочка как-то раз видела эту даму вместе со своим папой, и т.д.
Источник: Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога