Техники индивидуальной терапии Адлера. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
Схема контент-анализа ранних воспоминаний состоит из четырех этапов.
1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез
2. Проверка гипотез.
3. Инсайт — постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания.
4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.
На первом этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
1. Присутствующие в воспоминании люди.
1.1. Мать.
1.2. Отец.
1.3. Братья и сестры.
1.4. Двоюродные братья и сестры.
1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и др.
2. Тип события.
2.1. Опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания.
2.2. Болезни и смерть.
2.3. Проступки, кражи, сексуальные опыты и др.
2.4. Новые жизненные ситуации.
3. Способ восприятия ситуации субъектом.
3.1. Преобладающий вид чувствительности.
3.2. Ощущение принадлежности.
Важно учитывать, используется ли только местоимение «я» или (и) местоимение «мы».
В целом использование местоимения «мы» свидетельствует о большем развитии социального чувства и сотрудничества, но многое зависит от того, с кем «мы»: только с членами собственной семьи или с более широким кругом людей.
3.3. Чувства и эмоции.
Вначале кратко остановимся на взглядах Адлера на эмоциональную жизнь вообще. Речь идет по крайней мере о трех основных идеях.
А. Все чувства и эмоции имеют цель.
Б. Цель чувств и эмоций соответствует общей жизненной цели — избранному нами стилю жизни.
В Чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, помогают нам удерживать эмоциональный тон, соответствующий избранному жизненному стилю.
Чувства и эмоции, описанные субъектом, или хотя бы вскользь упомянутые им воспоминания являются важным средством постижения его жизненного стиля. Именно поэтому многие исследователи специально обращают внимание испытуемых на необходимость и важность описания чувств, даже неясных, смешанных или кажущихся незначительными. С другой стороны, диагностично и то, включает ли субъект описания эмоций по собственной инициативе или нет. Это отражает его стиль в подходе к проблемам и задачам, выявляет его интерес к эмоциональной стороне жизни, к своим собственным чувствам и чувствам других людей. По этой причине важность описания чувств в предлагаемой инструкции специально не подчеркивается.
На этом завершается анализ по содержательным категориям — первый этап контент-анализа ранних воспоминаний.
На втором этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на первом этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.
На третьем этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Поначалу лучше работать в режиме мозгового штурма — продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.
Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь — это» или: «Жить — значит»
Вообще, прочитать чужое раннее воспоминание — значит головокружительно близко подойти к постижению сути другого человека. Однако это субъективное ощущение должно остаться диагностической тайной.
Анализ, проведенный последовательно по первым трем этапам, позволяет обосновать это субъективное ощущение, превратить его в объективированное знание. Но и оно должно остаться диагностической тайной.
Если мы переходим к четвертому этапу анализа: исследованию вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую мы составили, то это означает, что от диагностической, исследовательской задачи мы переходим к задаче психотерапевтической, а это требует уже другого договора с клиентом, других условий и других методов работы.
Источник: Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога