Техники индивидуальной терапии Адлера. Получение раннего воспоминания
У Адлера нет указаний на то, как именно он получал ранние воспоминания. Можно предположить, что иногда он получал воспоминания уже готовыми, так как в некоторых случаях он предлагает читателю потренировать свою интуицию в анализе воспоминаний, об авторах которых ничего неизвестно, даже их пол и возраст.
Таким образом, все указания по поводу процедуры получения ранних воспоминаний принадлежат уже его последователям и ученикам. При этом не существует универсального метода получения и оценки ранних воспоминаний, с которым все согласились бы.
По мнению одних авторов, процесс получения ранних воспоминаний «важнее самой методики». По мнению других, преимущество методики в том и состоит, что она не требует от инструктора никаких специальных навыков.
Существуют и специальные опросники ранних воспоминаний, например, опросник ранних воспоминаний «The Early Recollection Questionnaire». Методика состоит из страницы, содержащей инструкцию, и нескольких страниц, на которых должны быть записаны шесть воспоминаний.
По процедуре обследования испытуемым предлагалось дать письменное изложение самого раннего воспоминания. Подчеркивалось значение следующих моментов:
— старайтесь быть как можно более конкретным;
— не давайте «обзоров», то есть воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
— не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это действительно случилось с вами; включайте все, что помните, даже то, что кажется вам незначительным;
— описывайте только то, что относится к возрасту до восьми лет;
— описывайте чувства, даже если они противоречивы; называйте имена присутствующих в — воспоминании людей; опишите наиболее яркую часть;
— опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;
— попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;
— укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.
Можно использовать более короткую инструкцию: человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо событии. Предлагается, чтобы это было одно событие, а не рассказ о серии событий. После того как клиент сделает это, консультант может задать уточняющие вопросы:
— Что вы чувствовали?
— Кто еще там был?
— Помните ли вы цвета, звуки и другие обстоятельства этого события?
Можно попросить рассказать два ранних воспоминания о каких-либо единичных событиях, которые произошли в возрасте до 8 лет. Это могло быть любое событие, которое «засело» в голове и может быть вызвано перед «мысленным взором». Воспоминания записываются на магнитофон, а позже переписываются на бумагу. После записи каждого воспоминания испытуемого просят:
— дать ему название;
— выразить свои чувства по поводу этого события;
— внести любое изменение в запомнившееся событие.
В последующем анализе используется только то событие, которое клиент вспомнил первым.
Источник: Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога