Специализируюсь по путеводным клубкам


Сказка о сизом орле и мальчике. Русская народная сказка

Тексты сказок Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2017-07-18 11:00:00

В некотором царстве, в некотором королевстве жил-был старик со старухою; у них было три дочери, а четвертый сын, из коих две большие сестры очень ненавидели своего брата, а меньшая столь горячо его любила, что ни на минуту не могла быть с ним в разлуке. В некоторое время выпросились они все четверо у своих родителей в лес за ягодами; отец и мать отпустили их, только приказали наблюдать меньшого брата, чтобы он не ушибся и не заблудился в лесу. И как они сошли со двора и подходили к лесу, то откуда ни взялся сизый орел, спустился на землю, и, когтями своими схватив брата их, поднявшись в воздух, полетел и вскоре потом пропал из глаз из их. Сестры, видя сие, от страха не знали, что делать, плакали, кричали и употребляли все то, до чего отчаяние всякого довести может, однако сим нимало помочь не могли. По сем возвратясь домой, стали сказывать своему отцу и матери, что сизый орел унес их брата. Старик и старуха, выслушав сие, неутешно плакали и досадовали на самих себя, что отпускали маленького сына в лес. На другой день большая дочь начала проситься у своих родителей: «Государь мой родной батюшка и государыня моя родная матушка! Отпустите меня погулять в чисто поле и там поискать своего братца родимого». Старик и старуха, любя сердечно своего сына, позволили дочери идти в чистое поле и искать тамо брата ее родимого, а своего сына любимого.

Девица, вышед из двора, шла путем-дорогою и подошла к белой березе, которая возговорила ей человеческим голосом: «Красная девица, обдери березу, возьми себе, оставь и мне, я тебе сама пригожусь вовремя». — «Есть мне время обдирать тебя, — сказала девица, — и можно надеяться, что ты мне когда-нибудь пригодишься». Сказав сие, нимало не останавливаясь, пошла далее.

Шла долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, не скоро дело делается, а скоро сказка сказывается; потом подходила к яблоньке, которая также человеческим голосом промолвила к девице: «Красная девица! Отряси меня, яблоньку, возьми себе яблочков и оставь мне, а я тебе сама пригожусь». Девка с гордостию отвечала: «Есть мне когда заниматься такою безделицею, мне не до яблоков, я ищу своего брата родимого». Проговорив сие, пошла далее.

После сего подошла она к печуре, коя говорила ей человеческим голосом: «Красная девица! Замети печуру, напеки проскур, себе возьми и мне оставь». — «Досужно мне заметать тебя, печь проскуры, брать себе и оставлять тебе: я иду искать своего брата родимого». Проговоря сие, пошла далее.

Наконец пришла в чистое поле, где стоит избушка на курьих ножках, куда ветер повеет, туда она и поворотится. Девица, подошед к ней, сказала: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». И лишь только она промолвила сии слова, то избушка стала к лесу задом, а к ней передом, и девица, взошед в оную, увидела, что у дверей сидит кот казанский, разум астраханский, ус усастерский, песни поет и сказки сказывает; а брат ее, сидя на бархатном стуле, по серебряному блюдечку перекатывает золотое яичко.

Взошед подалее, усмотрела она, что лежит из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы у притолоки висят, которая закричала: «О! Русского духу давно было слыхом не слыхано, видом не видано, а теперь в очах совершается. Зачем ты пришла сюда, красная девица, — спросила Баба-Яга, — волею или неволею, или своею охотою, не братца ли ищешь своего родимого?» — «Бабушка сударыня! — отвечала девица. — Я гуляла по чисту полю, и заблудилася, и зашла в сию избушку переночевать, а брата у меня никакого нет». — «Хорошо, — сказала ей Баба-Яга, — отдохни. Да не умеешь ли ты в голове искать? Когда умеешь, то, пожалуй, поищи меня».— «Извольте, бабушка сударыня», — отвечала девица и, взявши гребень, начала искать. Искав довольно времени, приговаривала: «Спи глазок, спи другой». Вдруг Баба-Яга захрапела.

В сие время девица, подхватя своего брата, побежала из избушки с великою поспешностию и, прибежав к печуре, говорила: «Печура, печура, схорони меня». Печура отвечала ей, что «нельзя мне тебя схоронить, девица, ты сама не замела печуру, не напекла проскур, себе не взяла и мне не оставила».

Девица, не медля на сем месте, побежала далее и, подошед к яблоньке, просила ее: «Яблонька, яблонька, схорони меня». Яблонька отвечала ей: «Нет, девица, я сего для тебя сделать не могу, ты не отрясла яблоньки, себе не взяла яблоков и мне не оставила».

Девица, видя, что все безуспешно, пошла далее и наконец, уже пришед к березе, говорила: «Береза, береза, схорони меня». — «Никак не можно мне сим тебе услужить, девица, — отвечала ей береза, — я тебя просила, чтобы ты ободрала березу, но ты сего не исполнила».

Девица, надеяся, что уже недалеко до их селения, побежала с братом поскорее. Между тем Баба-Яга проснулась и подкликала к себе кота Еремея, чтобы он продрал ей глаза; и как увидела, что девка унесла брата, то, вышед в чисто поле, кричала: «Орел сизый, спеши домой, сестра пришла, брата унесла». Орел, услышав сие, прилетел скоро в избушку и спрашивал у Бабы-Яги, давно ли сестра унесла брата. «Не очень давно», — сказала Баба-Яга. Сизый орел полетел и, прилетев к печуре, спрашивал: «Печура, печура, не пробегала ли мимо тебя девчура с мальчиком?» — «Только теперь пробежала», — отвечала печура. Орел полетел вслед за нею далее и, прилетев к яблоньке, спрашивал: «Яблонь, яблонь, не пробегала ли мимо тебя девчура с мальчиком?» — «Только теперь прошла», — сказала ему яблонь. Наконец орел прилетел к березе и спрашивал: «Береза, береза, не пробегала ли мимо тебя девчура с мальчиком?» — «Только сейчас пробежала», — отвечала ему береза. Орел полетел прямо к той деревне, из которой унес мальчика, и, нагнав девчуру, всю ее исцарапал, а мальчика, опять ухватя в когти, понес с собою в избушку. Потом высек его, приговаривая, чтобы он не уходил от него, и, посадя опять на бархатный стул, поставил перед него на столике серебряное блюдо и дал золотое яичко; сам же, нимало не мешкав, улетел в чистое поле.

Между тем девка, возвратясь в дом свой, сказала отцу и матери, что ходила по чистым полям и по всем дремучим лесам, но не нашла своего братца родимого. Сие самое привело старика и старуху в несказанную печаль, и, видя лицо у своей дочери исцарапанное, спрашивали, отчего это. «Ходя по дремучим лесам, исцарапалась о сучья», — отвечала девка. В следующий же день середняя дочь просила своих родителей, чтобы отпустили ее погулять во чисто поле, поискать там брата своего родимого. Они отпустили ее, и девка таковой же «в» сем деле получила успех, какой и большая сестра ее, кроме того, что лицо ее гораздо более исцарапано. Напоследок меньшая дочь начала проситься у своего отца и матери: «Государь мой родной батюшка и государыня моя родная матушка! Отпустите меня погулять во чисто поле, поискать там братца своего родимого». Отец и мать долгое время не соглашались, но усильные ее прошения склонили их на ее сторону.

И так она благополучно вышла из своего дома и, прошед всю деревню, вышла в чисто поле. И как шла мимо белой кудрявой березы, которая говорила ей человеческим голосом: «Красная девица! Обдери березу, возьми себе, оставь и мне». Она остановилась и начала драть березу, взяла себе, оставила и ей. «Спасибо тебе, красная девица, что ты потрудилась ободрать меня, за что я тебе во время пригожусь». По сем девица пошла далее и, немного отошед, поравнялась с яблонью, которая к ней также человеческим голосом воскликнула: «Красная девица, отряси меня, яблоньку, возьми себе яблочков, оставь и мне». Девица в сем случае не отказалась оказать услуги своей яблоньке, которая ее благодарила и сказала, что она сама ей за то при случае не откажется услужить. По сем девица пошла своим путем и, пришед к печуре, которая к ней возговорила человеческим голосом: «Красная девица! Замети печуру, напеки проскур, возьми себе, оставь и мне». Она вскоре исполнила требование печуры, и сия ей также обещалась услужить.

По сем вышла девка в чисто поле, раздолье широкое, увидела избушку на курьих ножках, которая туда и сюда повертывается. Девица, подошед к ней, сказала: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». Избушка тотчас повернулась к лесу задом, а к ней передом. Она, вошед в нее, увидела, что у двери сидит кот Еремей, песни поет и сказки сказывает. Девица дала ему проскур, мяса и молока, который был столько тому рад, что перестал песни петь и сказки сказывать.

Потом взошла она в другую комнату, где из угла в угол лежит Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, а губы на притолоке висят, подле которой сидел ее брат на бархатном стуле, по серебряному блюдечку покатывал золотое яичко, и, увидя ее, Баба-Яга сказала: «Ба! Ба! Русского духу слыхом давно не слыхано и видом не видано, а ныне русский дух в очах появляется. Зачем ты, красная девица, пришла сюда или ищешь брата своего родимого?» — «Бабушка сударыня! — отвечала девица. — У меня никакого брата нет, а гуляла по чисту полю и в лесу заблудилась, и пришла сюда отдохнуть». — «Очень хорошо, — сказала Яга-Баба, — да не умеешь ли ты поискать в голове?» — «Извольте, бабушка сударыня!» — сказала девица. И как начала искать Ягу-Бабу, то приговаривала: «Спи глазок, спи другой». Баба-Яга захрапела. В сие время топилася у Бабы-Яги печка и растапливалась смола, которою девица залила ей глаза; а сама между тем, ухватя своего брата, побежала из избы вон.

Баба же Яга, проснувшись, чувствовала необычайную боль и не могла продрать себе глаза, кликала кота Еремея, чтобы он продрал ей глаза. «Я не хочу тебе продирать глаз, — отвечал кот Еремей, — потому что у тебя живу столько лет и не видывал не только мяса, но и куска хлеба: красная же девица принесла мне мяса, молока и проскур». Баба-Яга, осердясь за сие на своего кота Еремея, не требуя более его помощи, пошла слепою. И лишь только вышла из избушки, то, оступясь, упала в яму, в которой лежа начала кричать: «Орел сизый, лети домой, сестра пришла, брата унесла», — и раза два крикнула. Орел, сие услыша, прилетел и спросил у Бабы-Яги: «Давно ли девка ушла?» — «Очень недавно», — отвечала Баба-Яга.

Девица же, в сие время с братом своим прибежав к печуре, говорила: «Печура, печура, схорони меня с братом». — «Изволь, красная девица!» — отвечала печура и вдруг развалилась, а девка с братом своим стала в середку оной. Лишь только они успели схорониться, как прилетел к печуре сизый орел и спрашивал у ней: «Печура, печура, не проходила ли мимо тебя девчура с братом?» — «Не видала», — отвечала печура. «Да что ты так развалилась?» — примолвил орел. «Я почуяла ненастье», — сказала печура. Орел, не говоря более ни слова, возвратился в избушку к Бабе-Яге и начал ее бить, приговаривая, зачем она пускала девку в избушку и для чего ее не съела.

Но девка между тем с братом своим побежала и, прибежав к яблоньке, говорила: «Яблонька, яблонька, схорони меня с братом». — «Изволь, красная девица», — отвечала яблонька, и тотчас распустила свои плоды и поставила девицу с братом в середину. Сизый орел, побив Ягу-Бабу, полетел нагонять девицу с мальчиком и, прилетя к яблоньке, спрашивал: «Яблонька, яблонька, не пробегала ли мимо тебя девчура с братом?» — «Нет, сизый орел, я не видела», — отвечала яблонька. «Да что ты так распустила свои плоды?» — продолжал орел. «Или ты не знаешь, — сказала яблонька, — что уже пора-то приходит». Орел с великим огорчением полетел к Яге-Бабе, которую без всякой пощады начал бить и царапать лицо когтями.

Между тем девка с братом прибежала к белой березе, которой говорила: «Береза, береза, схорони меня с братом». — «Изволь, красная девица», — отвечала береза. Тотчас распушилась, а ее поставила с братом своим в середину. Орел, потом прилетя к березе, спрашивал: «Береза, береза, не проходила ли мимо тебя девчура с братом?» — «Никак нет», — отвечала береза. «Да что ты так распушилась?» — спросил ее орел. «Разве тебе не известно, сизый орел, что ныне то время», — говорила береза. Орел, не зная, где более искать девчуры с братом, возвратился к Яге-Бабе в избушку, а девка с братом благополучно дошла в свою деревню. Отец и мать, увидя ее с сыном, чрезмерно обрадовались. И с тех пор сына своего до самого совершенного возраста никуда не пускали, и стали жить-быть да добра наживать.

#baba_yaga #irij #a_hut_on_chicken_legs #shadow_forest #fairytale

Любить Другого, когда он тебе нужен, дело-то нехитрое. Как и любить его, когда ты нужен ему. Вот любить его, но не превыше себя, когда ты ему не нужен, — поди сумей



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа

Владимир Иванович Даль имел специальность врача, но с 1819 года увлекся собиранием русских слов и выражений. Самой известной его книгой считается "Толковый словарь живого великорусского языка", который считается одним из... Подробнее