Сакович Н.А. Колобок. Книги по сказкотерапии
Сказка «Колобок» является прекрасной иллюстрацией скрытого суицидального поведения.
© Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков
И вот еще столь же прекрасное:
Обратимся теперь непосредственно к сюжету «Курочки Рябы» и рассмотрим произошедшую в ней драму, которая на первый взгляд может показаться либо надуманной, либо лишенной смысла: после того как курочка снесла золотое яичко, «дед бил-бил, не разбил; баба била-била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…»
Если яйцо олицетворяет мир, тогда золотое яйцо — золотой мир, рай. Дед и баба — предки, тоже распространенная ассоциация. Предки в раю… Ситуативно это очень близко к христианскому сюжету об Адаме и Еве, не сумевшим использовать дарованную Богом свободу воли.
Мизансцена встречи со Змеем имеет здесь принципиальное значение. Но Змей — представитель нижнего мира, как и Мышка у славян. Изгнанные из рая, Адам и Ева плакали… в точности как герои «Курочки Рябы». А курочка их утешала: «Не плачь, дед! Не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое — не золотое, а простое». Это коротенькое присловье в метафорической форме передает основную идею христианства о поведении, которое обеспечит спасение души и ее попадание в рай. И курочка вовсе не случайно — Ряба. Пестренькая несушка является вместилищем добра и зла одновременно. Если в связи с этим вспомнить многовековые споры о том, что первично — яйцо или курица, то можно понять, что речь в них шла не о материальных объектах, а о законах мироздания. Поэтому представляется весьма плодотворным вывод доктора философских наук А. Е. Наговицына: «…в философско-религиозном споре о „первичности курицы или яйца“ под курицей понимался Бог, а под яйцом мир». В этом случае сказка о Курочке Рябе «за десять секунд передает основные базовые истины философии Нового и Ветхого Завета» (Наговицын, 2009, с. 226).
И еще:
А. А. Кретов (2002) обращает внимание на то, что «Колобок из рода Хлебо-Булочных оказывается обладающим по крайней мере некоторыми атрибутами божества: разумом, речью, способностью вступать в родственные отношения и магическим даром певца».
Кроме того, следует обратить внимание на то, что первая из произошедших встреч — именно с Зайцем. Если предположить, что появление персонажей происходит не обязательно в порядке убывания безобидности образов, то стоит повнимательнее взглянуть на его символический смысл. Нужно, например, учесть, что Заяц — животное, которое в русских народных представлениях наделялось эротической (фаллической) символикой, — то есть в этом смысле речь может идти об инициации Колобка — мира.
© Наговицын А.Е., Пономарева В. И. Атлас сказочного мира.