Статья. Колесо баланса. Про типы мышления


У Зонке Аренса есть вот такая мысль: «Писать что-то – это гораздо больше, чем просто печатать текст на клавиатуре. Это также означает читать, понимать, размышлять, развивать идеи, устанавливать связи, различать термины, подбирать слова, структурировать, организовывать, редактировать, исправлять и переписывать. Все это не просто разные задачи, а задачи, требующие разного типа внимания. Невозможно не только сосредоточиться на нескольких вещах, но и задействовать разные типы внимания одновременно».

Я ее вспомнила, когда размышляла о том, что для меня было бы идеальным «колесом баланса» применительно к образу мышления. Саму идею колеса баланса Пола Майера все знают, да? Детям ее хорошо подсовывать, они с этой концепцией намного лучше понимают, почему родители не дают играть на телефоне круглосуточно, а требуют чего-то странного – читать, гулять, ходить на кружки.

Так вот. Я понимаю, что разные виды деятельности требуют от меня совершенно разных режимов мышления. И я начинаю портиться, если долгое время не работаю в таких режимах, которые мне нравятся. А вот когда я могу жонглировать разными режимами, периодически залипая в тот или иной, тогда я суперэффективна и, главное, чувствую, что жизнь проходит не зря.

Если бы расписать эти режимы и связанные с ними виды деятельности по разным секторам одного круга, то получился бы примерно такой набор:

Чтение

Легкое чтение, скорее образами, чем словами. Образное мышление.

Сложное чтение, останавливаясь для понимания и размышления после каждого абзаца, а то и каждой фразы.

Письмо

Оформлять мыслительный процесс в слова на бумаге, редактировать, исправлять и переписывать, добиваясь ясности изложения. Есть разница, писать для себя или собеседника.

Структурирование хаоса

Логическое мышление. Анализировать, сортировать, устанавливать связи, структурировать, организовывать. Лучше всего так работать с информацией, за неимением подходящего поля деятельности подойдет генеральная уборка в кладовке. Генеалогия великолепна.

Извлечение ценных фактов и идей

Критическое мышление. Анализировать явления, видеть различия, подбирать определения, ассоциативное мышление, оценивать, накапливать, использовать. То, что в соционике определяется как черная логика.

Встраивание этих идей в свою систему знаний.

Развитие идей

Скорее инсайдный подход. Не «растить бонсай», а «восстанавливать скелет динозавра»: правильно ставить вопрос, раскладывать уцелевшие кости, позволять мозгу все это осмыслить и выходить к ответу через озарение. Метафорическое мышление. Интуиция возможностей и интуиция времени тоже здесь.

Процессная деятельность

Запускать процессы, отлаживать процессы, следить за ходом процессов, корректировать. Целеполагание. Волевая сенсорика.

Коммуникативные процессы и динамика отношений тоже где-то здесь.

Решение сложных задач

Дивергентное мышление. В школе было хорошо, были олимпиады. В работе психолога это есть: режим работы мозга на консультациях тот самый, только действительно сложные задачи бывают редко, не чаще пары раз в год.

Трикстерство

Латеральное мышление. Парадоксы, выворачивание логики наизнанку, юмор, игра, флирт

Магическое мышление

Особенный режим игры

Саногенное мышление

Рефлексия по поводу чувств и эмоций и связанных с ними потребностей.

Касательно эмоций, обращая фокус внимания на себя.

Касательно чувств, обращая фокус внимания на отношения.

Тут еще хороши дневники.

Попробуйте составить подобное колесо баланса для себя. Только не пользуйтесь моим списком как шпаргалкой. Осмысляйте свои процессы.

Не могу понять, куда попадает скрипка. Тут какой-то другой режим мышления, если попробовать со стороны посмотреть на этот процесс. Я его не осознаю, но он есть. И вот если так смотреть, то может быть в обучении скрипке и есть смысл, а не только драма.


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.
Яндекс.Метрика