Статья. О системе координат для самостоятельной работы


Писала ориентиры для хорошей девочки, с которой мне работать нельзя. Рассказываю хорошим девочкам и мальчикам здесь 😊

О системе координат

Вот есть у нас человек. Он может задавать себе разные вопросы и отвечать на них тоже по-разному. Если вопросы правильные, они будут непротиворечиво укладываться в какую-то понятную и простую систему и дополнять друг друга.

Кто я такой? Что вокруг меня? Где мое место в мире? Куда я иду? Как выглядит для меня посмертие?

Ответ «Кто я такой» находится через понятие идентичностей и социальных ролей.

Идентичность — осознание человеком самого себя посредством набора устойчивых характеристик. Включает в себя переживание личностью принадлежности к определённым социальным группам (социальная идентичность), которое формируется в результате идентификации с ними в процессе социализации, а также представления человека об отличиях от других индивидов и групп, моделях поведения, ценностных ориентирах и др. Идентичность представляет собой один из центральных аспектов личностного самоопределения и самосознания человека, в том числе в изменяющихся ситуациях, представляет критерии оценки окружающего мира и самооценки. (с)

Социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус. Можно говорить о социальной роли как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. (с)

Идентичность ценнее чем роль. Но хорошо, когда у человека есть и много осознанных идентичностей, и освоенных социальных ролей.

Ответ «Кто и что вокруг меня?» приводит к понятиям «образ себя» и «образ мира», в частности «образ другого».

Картина мира — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём. (с)

Мы воспринимаем объективный мир вокруг нас и выстраиваем субъективный образ мира, который действует по каким-то законам и в котором есть место для нас и других людей. У каждого человека образ мира свой.

Тут мы можем не только попробовать отрефлексировать, а из чего у нас складывается картина мира, но и понять свое отношение к себе и миру через ответ на вопросы: «Я ОК? А Мир ОК?» Хорошо, когда оба ответа «да».

Хорошо, когда есть внятное представление об этом мире с опорными точками, даже если оно напрочь мифологическое, где солнце стоит над Мировым Древом, которое является центром вселенной. Задавая ориентиры мы структурируем хаос, в том числе хаос бессознательного.

Сюда стоит добавить таблицу «Характерные черты стадий психосоциального развития Э.Эриксона» https://clck.ru/3LhTph и осмыслить: как я ответил для себя на эти вопросы?

Если появляются ответы «нет», особенно на 1-3 стадиях, то возникают вопросы к маме и папе и дефицитам, связанным с ними.

Тогда мы читаем Лиз Бурбо «5 травм, которые мешают жить» и учимся находить эти дефициты и их закрывать. Здесь же держим перед глазами иерархию решений Эрика Берна. Потом можно почитать его же теорию игр. Обычно этого уже не требуется: после проработки сценариев, связанных с родителями, все прочие сценарные игры распознаются на дальних подступах.

Ответ «Где мое место в мире?» это удовлетворение потребности «быть услышанным, любимым и принятым всерьез». Эта потребность начинает удовлетворяться через принятие и любовь к тебе такому, какой ты есть, но этого недостаточно: мы хотим занять в мире какое-то свое место и реализовать свой потенциал.

Свое место – это физическое и психическое пространство, у которого мы можем обозначить границы и установить свои правила, по которым все внутри этих границ будет организовано. Наша внутренняя деревня, где мы укрываемся с близкими одной шкурой, делимся едой у одного очага, принимаем заботу о себе и заботимся о других, и влияем на всех в нашей пещере.

Тут можно исследовать вопрос о горизонтальном и вертикальном пути раскрытия индивидуальности. Как между собой соотносятся все найденные идентичности, за что нас любят и принимают, а за что уважают и ценят: рядом с нашим домом выросло дерево, которое прекрасно само по себе, и плодами которого мы делимся с социумом.

Тут же решается вопрос о границах и отношениях. Где проходят личные и интимные границы, что делать, если человек дурно себя ведет в твоих личных границах, и если так себя ведет в своих личных границах.

Как выглядят отношения вообще, как договариваться в целом и в ситуации конфликта за ресурс.

Как находить себе пару и зачем нужны дети.

Как соблюдаются мои ассертивные права: на выбор, свободу и автономию? Пока эти права не соблюдаются, нельзя говорить о возможности накопить достаточно ресурса для пути вперед.

Сюда мы прикладываем ресурсную шкалу Иванова и учимся соизмерять свои цели и свою ресурсность.

Ответ на вопрос «Куда я иду?» дают волшебные сказки. А вернее, концепция мономифа https://clck.ru/3LhUuF Каждый человек в своем личностном развитии проходит ряд последовательных этапов и осваивает при этом необходимые социальные роли. Тот, кто прошел этот путь – становится и взрослым, и зрелым.

Взрослость – это умение действовать по выученным шаблонам, зрелость – это умение гибко ориентироваться в обстоятельствах. Чем больше набор идентичностей и социальных ролей, чем меньше дефицитов, тем более мы гибкие в выборе способов совладания с ядовитыми змеями: может быть, не стоит тыкать ее палочкой, как нас научили, может быть стоит закидать ее камушками.

Освоить Путь Героя – необходимое и достаточное условие, чтобы отлично справляться со своей жизнью.

Видите, как нескоро мы задаем себе этот вопрос? Пока мы отвечали «нет» на основополагающие вопросы по Эриксону, пока у нас были дефициты в отношениях с мамой и папой, пока мы были не ОК и мир был не ОК, все это формировало такую картину мира, в которой пройти Путь Героя невозможно.

«Как выглядит для меня посмертие?»

Прохождение Пути Героя – а это настоящий инициационный процесс, какие названия для него не предлагай – это поиск ответов на три вопроса: о жизни, о смерти и о священном.

Кем и с кем я хочу прожить свою жизнь? Как я организую свою жизнь во времени и пространстве?

Что останется после меня и куда я уйду после смерти?

Какие смыслы и ценности определяют мой жизненный путь и определяют мое чувство собственного достоинства? Как выглядит моя нравственность, которая состоит из внутренней этики и внешней морали? Все то, что делает меня человеком.

Все эти вопросы девочки в норме должны решить к 21 году, мальчики к 23. Не удержалась, да 😊


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.
Яндекс.Метрика