Гладышева Марина. Консультации психолога


Подробно о методах работы психолога со взрослыми


Содержание

В процессе работы я использую несколько основных методов:

Личный миф как метод работы

Исследования бессознательного в юнгианстве органически слиты с представлениями об особенностях демифологизированного сознания и личном мифе как способе компенсации такой односторонности (Калина Н.Ф., Тимощук И.Г., 1996). Изучение мифотворчества как живой функции, реально присутствующей в душе цивилизованного человека, позволило выделить и описать архетипическую основу мифологической символики, общую с символикой сновидений и психических расстройств (Юнг К.Г., 1996).
Личный миф — высокозначимая система автобиографических воспоминаний, являющаяся аспектом саморепрезентации индивида. (Kris E., 1956). Высокая степень убежденности и связность деталей, с помощью которых она конструируется, обеспечивают защитный покров, предохраняющий определенные побуждения, воспоминания и фантазии от осознания. Личные мифологии состоят из постоянно меняющихся систем взаимодополняющих и противоречивых личных мифов — тех устойчивых комплексов мыслей, образов и чувств, что придают смысл прошлому, определяют настоящее и указывают направление для будущего. Личный миф служит человеку для руководства, объяснения и сакрализации опыта, аналогично тому как культурные мифы когда-то обслуживали те же потребности общества в целом (Feinstein D., Krippner S., 1994). Итак, личный миф — это метамодель мира, то есть представления о своей «Я-концепции», о том, как устроен мир вокруг, и где место этого «Я» в представлениях о мире.
Часть материалов о данном методе представлена на отдельном сайте.

Платные техники по освоению метода:

Подробнее о методе «личного мифа» можно почитать в заметках на сайте:

Непереводимый архетипический юмор: о психопомпах » 2017-06-15 15:52:00
Снился мне странный трансфертный сон, который пересказывать скучно, но в котором был, среди прочих, важный смысл: что территория м...
Два вида убежищ » 2017-05-07 00:06:00
Одно из которых могила, и на территории эгрегора это будет Навь. Другое — материнская утроба, и на территории эгрегора это будет П...
Люди глазами ками » 2017-05-03 00:36:00
Обнять и плакать. Ками [{% post_url 2017-02-14-1104738 %}] . Я вот думаю — не без того, чтобы оценить очередную обратную связь, к...
Сама садик я садила, сама буду поливать » 2017-04-01 21:13:00
Вспомнила, что у нас есть большая развесистая техника [{% post_url 2016-10-22-982039 %}] для работы с Дурным Дитятей — теневой сто...
Пусть дурное, но дитя » 2017-03-31 19:32:00
О, кого я нашла в эгрегоре. Прямо тут и покажу. Вот есть Великая мать, с ней более-менее все понятно. Она всесильна, добра, благо...
Все записи →

Эгрегоры и личный миф : Личные мифологии состоят из постоянно меняющихся систем взаимодополняющих и противоречивых личных мифов – тех устойчивых комплексов мыслей, образов и чувств, что придают смысл прошлому, определяют настоящее и указывают направление для будущего. Личный миф служит человеку для руководства, объяснения и сакрализации опыта, аналогично тому как культурные мифы когда-то обслуживали те же потребности общества в целом. Эгрегор - в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях - душа вещи, ангел, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.

Нарративный подход в психологии

Использование нарративного подхода, где в качестве предмета исследования будет выступать не просто история из жизни клиента, но непосредственно личный миф, позволяет обойти сопротивление и получить доступ к тем слоям подсознательного, которые защищены личным мифом от прямого вторжения исследователя.

Сказкотерапия для взрослых

В сказкотерапии кроме исследования сказок выделяются такие формы работы над сказками, как рассказывание сказок, сочинение сказок, переписывание или дописывание сказок (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., 2010). Так в исследованиях Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и И. В. Вачкова выделены как авторские, так и народные сказки — развлекательные, художественные, дидактические и психологические (медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические, развивающие). Таким образом, авторская клиентская сказка также имеет право на существование. Однако, мы считаем, что сочинение, переписывание и дописывание сказок — это неэффективные формы работы с глубинными слоями подсознательного, по сравнению с проживанием народных традиционных сказок, а также осознанием личного мифа, как личной клиентской жизненной истории.

И. В. Вачков справедливо отмечает, что у клиента, как взрослого, так и ребенка, имеется собственное уникальное семантическое пространство, которое может не совпадать с семантическим пространством психолога. И психокоррекционный эффект может возникнуть только тогда, когда произойдет резонанс между двумя семантическими пространствами, когда возникнет изоморфное отношение если не между всеми семантическими элементами обоих пространств, то по крайней мере между важнейшими из них (Вачков И.В., 2011). Мы можем согласиться с данной позицией, а также с тем, что метафору следует применять для построения связи между элементами собственного семантического пространства и семантического пространства клиента. Но, на наш взгляд, еще более эффективной формой работой со сказкой является проживание клиентом традиционных народных сказок (а также авторских сказок, созданных в строгом соответствии с канонами построения волшебной сказки, а именно сказок А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, братьев Гримм и других) в пространстве личного мифа, как личной и, что является самым важным, естественной, а не искусственной сказкой человека о самом себе и о мире. В данном случае клиент защищен и от сказкотворчества и от мифотворчества со стороны практического психолога. Предлагать клиенту сказкотерапию как метод, но не применять к нему этот метод руками специалиста — это, на наш взгляд, строгое условие гигиеничности психокоррекционного процесса.

Приведем еще одно возражение против использования авторских сказок. Для того, чтобы сказка была волшебной, и, как следствие, ведущей к непременной счастливой развязке, она должна строиться по строгим сказочным канонам. В том случае, если канон нарушается, искусственная сказка начинает жить по своим правилам, неизвестным клиенту и специалисту. Так В. Я. Пропп отмечает, что мотив змееборства или соответствующих ему форм боя несовместим в волшебной сказке с мотивом трудной задачи, и выделяет еще один тип мотивов: тип сказок о мачехе и падчерице. Легко представить, что в авторской сказке эти мотивы могут быть совмещены, что исключает развитие сюжета в соответствии с логикой волшебной сказки. На наш взгляд, если клиент ставит целью непременно получить устраивающий его результат, то результат более гарантирован при использовании канонических народных волшебных сказок, если же клиент ставит целью найти свой собственный путь, то целесообразнее не придумывать авторскую сказку, а прожить желаемый сюжетный ход в пространстве личного мифа как жизненной авторской сказки. Непосредственный контакт с архетипическими образами при этом позволяет обеспечить безопасность и экологичность развития сюжета. Что касается искусственной авторской сказки, не ограниченной рамками и правилами, то, вероятно, она уже не привела к счастливой развязке по вынесенной в запрос проблеме клиента, коль скоро он эту проблему не решил, «сочиняя» свою сказку так и теми методами, которые он знает.

Нарративная сказкотерапия

«Нарративная сказкотерапия» — это самое точное определение для того, что я делаю. Это не сказкотерапия в классическом смысле: методы и приемы работы со сказками по сказкотерапии Вачкова не знают такого подхода, он уникален. Но и чересчур волшебный процесс для классического нарративного подхода.

На сайте выложены материалы по тегу «Сказочные путешествия»:

Сказочные путешествия по Эстес: Красные башмачки » 2017-06-24 00:07:00
{{PAGE.TITLE}} [http://yagaya-baba.ru/public/img_sp/19-red-web-2.jpg] Текст сказки [{% post_url 2016-11-14-1009458 %}] Комментари...
Семь дорог женственности » 2017-06-21 00:25:00
Исследование семи дорог женственности [http://yagaya-baba.ru/public/pic/10100.png] Исследование семи дорог женственности (по Т.Д. ...
Купала (Лито). Летнее солнцестояние » 2017-06-21 00:02:00
[http://yagaya-baba.ru/public/img_kg/kupala.jpg] Купала [https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Купала] — летнее солнцестояние. До рас...
Женские архетипические сюжеты. Отшельница » 2017-06-14 00:25:00
АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ: Отшельница.СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ: Сказки о Бабе-Яге, истории о феях и волшебницах, миф о Гестии (Весте), Марья М...
Женские архетипические сюжеты. Разборчивая невеста. » 2017-06-07 00:25:00
АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ: Разборчивая невеста. СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ: Детская сказка. Разбирать этот сюжет мы будем с помощью выкладок Т....
Все записи →

Сказочные путешествия : Сказочные путешествия – архетипические путешествия с заданным сказочным сюжетом, позволяющим проработать раннедетские травмы по Лиз Бурбо. У Клариссы Эстес есть 13 прелестных сказок, которые можно прожить в психотерапевтической работе. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Раз их 13, то можно начинать их в каждое новолуние. Выследить захватчика: Синяя Борода; Разнюхать факты: Василиса Премудрая, Пара: союз с другим: Манауи; Охота: Женщина-Скелет; Найти свою стаю: Гадкий утенок; Счастливое тело: дикая плоть: La Mariposa, Женщина-Бабочка; Самосохранение: Красные башмачки; Чувство дома: Тюленья шкура; Чистая вода: Три золотых волоса; Жар: Баубо – пузатая богиня; Пометить территорию: Лунный медведь; Боевые шрамы: Златовласка; Посвящение в подземном лесу: Безрукая девица.

Архетипотерапия

Значительная часть нашей работы связана с архетипическими образами и прохождением архетипической спирали. У метода «архетипотерапия» есть название, будем им пользоваться.

Психологический анализ сновидений

Маклистер рекомендовал использовать сновидения для обнаружения личного мифа человека, определяемого как «повесть, которую мы рассказываем собственной жизнью, то, что пронизывает смыслом и связностью нашу повседневность» (McLeester D., 1976).

Рационально-эмотивно-поведенческая терапия

Рационально-эмотивная терапия по Альберту Эллису — это хороший метод как для работы в области бессознательного, так и для тех случаев, когда иррациональные методы клиенту абсолютно не подходят. Основными техниками РЭПТ является ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник. Из них мы в работе чаще всего используем следующие:

  • обучение основным теоретическим идеям РЭПТ, включает также обучение принятию ответственности за свои иррациональные взгляды.
  • дискутирование (оспаривание) иррациональных идей, взглядов, убеждений;
  • библиотерапия (чтение материалов, книг по самопомощи);
  • семантические методы;
  • эмоциональная установка на безусловное принятие;
  • юмористические методы — используются для борьбы с преувеличением и «ужастификацией»;
  • самораскрытие (психолог признаётся клиенту, что сам сталкивается с похожими проблемам, и рассказывает об опыте их преодоления);
  • техники воображения;
  • поддерживающие, энергичные самовнушения — повторение рациональных утверждений с чувством и силой для того, чтобы начать их твёрдо чувствовать, убедиться в их справедливости, а также для того, чтобы они интернализовались;
  • формулирование рациональных утверждений;
  • безусловное самопринятие — учит клиента полностью принимать себя в любых условиях и оценивать только свои отдельные черты или поступки и никогда — свою тотальность, свою сущность, своё я;
  • когнитивная домашняя работа.

Транзактный анализ

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок:

  1. Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  2. Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  3. Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.
В работе мы часто обращаемся к «иерархии решений Эрика Берна»

Практическая психодиагностика

Часто в начале работы я предлагаю заполнить анкету с основными вопросами, которые меня интересуют. В ходе работы мы иногда делаем авторский проективный тест «Окно ДжоГари», а также исследуем гендерное в терминах концепции Евы Весельницкой и Игоря Калинаускаса.
Текст теста «Окно ДжоГари» помещен в соответствующем разделе.

Fill out my online form.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.