Гладышева Марина. Консультации психолога


Путь художника. Седьмая неделя

2017-02-19 08:14:00

О проекте "Путь художника"
Проект 2017 года, в котором вы можете попробовать свои силы. Упражнения даны выборочно.
Рассказывайте в комментариях к каждому посту и в темах на форуме, что у вас получилось сделать.

Оглавление проекта.

Темы занятий взяты из книги:

Джулия Кэмерон
Путь художника

Содержание

На этой неделе мы будем вырабатывать правильное отношение к творчеству уделяя внимание как умению воспринимать, так и умению действовать. Очерки, упражнения и задания нацелены на восстановление целых областей подлинного творческого интереса, который возникает по мере того, как вы придаете все большее значение своим мечтам.

Навык, который мы совершенствуем с помощью утренних страниц и творческих свиданий, — умение слушать. Страницы учат нас слышать, не обращая внимания на Цензора, а творческие свидания учат улавливать голос вдохновения. Несмотря на то что оба занятия не имеют прямого отношения к созданию произведений искусства, творческий процесс без них не обходится. Произведение искусства нельзя выдумать из головы. Скорее наоборот, оно само приходит в голову. Искусство рождается, когда мы настраиваемся и будто проваливаемся в бездну колодца, в глубины, таящиеся за обыденным сознанием, туда, где живут все рассказы, картины, мелодии и спектакли. Как невидимая река, через нас течет поток идей, которые мы можем подхватить. Ощутив этот поток, мы действуем — и это больше похоже на письмо под диктовку, чем на какие-либо «искусственные» причуды. Как только вы согласитесь принять помощь партнера по творчеству, вы сразу начнете повсюду замечать полезные подсказки. Будьте внимательны: существует ещё голос высшей гармонии, дополняющий и усиливающий ваш внутренний творческий голос. Эти голоса часто звучат синхронно.

Дж.К. предлагает избавиться от перфекционизма, считая, что он убивает творчество, а не обеспечивает идеальный результат.

Стремление к совершенству — это не поиск лучшего. Это следование за худшей частью нас самих, которая убеждает, что все равно ничего хорошего из нашей затеи не выйдет и нужно начинать все заново. Мы отрицаем тот факт что, для того чтобы сделать что-нибудь замечательно, мы сначала должны быть готовы сделать это дурно. Вместо этого мы устанавливаем наши рамки на той высоте, которая без сомнения обещает нам успех.

Между прочим, вы все это читаете, играете в мои игры и работаете вместе со мной, потому что я когда-то разрешила себе проявить себя вопреки стремлению к перфекционизму. Если бы я стремилась сделать так хорошо, как представляю себе в своей голове, я бы до сих пор не сказала в профессии ни единого слова. И это «хорошо» не имеет ничего общего с тем, что получается на практике.

Как только мы соглашаемся с тем, что все стоящие дела остаются таковыми, даже если мы делаем их плохо, наш выбор расширяется. Завершите следующее предложение: «Если бы мне не нужно было делать это как можно лучше, я бы попробовал (а)…».

Зависть всегда таит за собой страх: что мы не способны добиться того, чего нам хочется; что кто-то другой добивается того, что, кажется, по праву принадлежит нам, даже если мы слишком испуганы, чтобы попытаться до этого дотянуться. По своей природе зависть очень ограниченная эмоция. Она не признает изобилия и многообразия Вселенной, предполагая, что в мире есть место только для одного — поэта, художника или кем ещё вы мечтаете стать. А как только мы делаем шаг в сторону мечты, становится очевидной истина: места во Вселенной хватит на всех. Но зависть заставляет нас смотреть на вещи как будто из тоннеля. Она сужает способность видеть предметы в перспективе. Лишает нас умения различать другие варианты. Самая беззастенчивая ложь, в которую зависть заставляет нас поверить, заключается в том, что нам будто бы только и остается, что завидовать, и другого выбора у нас нет. Как ни странно, зависть отнимает у нас желание действовать, в то время как действие и есть ключ к свободе.

Упражнение «карта зависти»

Ваша карта зависти будет состоять из трех колонок. В первой перечислите тех, кому вы завидуете. Во второй объясните почему. Будьте как можно более точны и конкретны. В третьей колонке упомяните что-либо, что вы могли бы сделать, чтобы творчески рискнуть, избавляясь таким образом от зависти. Когда зависть жалит, как змея, вам необходимо срочное противоядие. Даже самые грандиозные перемены начинаются с малого. Зеленый — цвет не только зависти, а и надежды. Когда вы научитесь обуздывать эту неистовую силу, зависть превратится в топливо на пути к такому будущему, в котором буйствует зелень.

Упражнение «археология»

Предлагаемые фразы снова заставят вас поработать ищейкой. Очень часто достаточно совсем немного покопаться в прошлом, чтобы сделать невероятные открытия о самом себе. Ответы не только расскажут о том, что вы когда-то упустили, а ещё и покажут, что вы могли бы сделать сейчас, чтобы поддержать и порадовать вашего внутреннего ребёнка-художника. И ещё совсем не поздно, что бы ни говорило ваше эго.

Закончите следующие фразы:

  1. В детстве я упустил (а) возможность…
  2. В детстве мне не хватало…
  3. В детстве мне бы не помешало…
  4. В детстве я мечтал стать…
  5. В детстве я хотел, чтобы у меня было…
  6. У нас дома всегда не хватало…
  7. В детстве мне нужно было больше…
  8. Мне очень жаль, что я больше никогда не увижу…
  9. На протяжении многих лет я скучал (а) и интересовался (ась) судьбой…
  10. Я очень упрекаю себя за потерю…

Очень важно осознать не только то хорошее, что у нас есть, а ещё и то, чего нам не хватает. Пересмотрите, что же у вас накопилось положительного, на чем можно что-то построить в настоящем.

Закончите следующие предложения:

  1. У меня есть верный друг в…
  2. Я люблю в своем родном городе…
  3. Я думаю, что у меня замечательный…
  4. Утренние страницы показали мне, что я могу…
  5. Во мне просыпается интерес к…
  6. Мне кажется, у меня начинает лучше получаться…
  7. Мой внутренний художник начал обращать больше внимания на…
  8. Моя забота о себе…
  9. Я чувствую себя более…
  10. Возможно, мое творческое начало…

Задания

  1. Сделайте эту фразу своей мантрой: «Я становлюсь сильнее, когда дорожу собой». Напишите её акварелью или просто красивым шрифтом. Повесьте туда, где каждый день будете её видеть. Обычно мы предполагаем, что только строгое и требовательное отношение к себе может придать нам силы. Но в действительности мы становимся сильнее только тогда, когда холим и лелеем себя.
  2. Найдите время послушать одну сторону какого-нибудь альбома просто так, ради удовольствия. Можете выводить в это время каракули, позволяя себе любые формы, эмоции и мысли, которые навевает музыка. Обратите внимание, как освежают всего двадцать минут такого занятия. Научитесь устраивать себе такие творческие мини-свидания, чтобы избавиться от стресса и прислушаться к своей интуиции.
  3. Отправьтесь в какое-нибудь священное для вас место — церковь, синагогу, библиотеку, рощу — и позвольте себе насладиться тишиной и исцеляющим одиночеством. У каждого из нас свое представление о том, какое место можно считать священным. Что касается меня, часовой или неплохой аквариумный магазин вполне успешно вызывает во мне ощущение чудесного — вне времени. Экспериментируйте.
  4. Наполните свой дом каким-нибудь чудесным запахом — вкусного супа, благовония, еловых веток или свечей. Каким угодно.
  5. Наденьте совершенно без повода свой любимый наряд.
  6. Купите себе любимому замечательную пару носков или перчаток — то есть выразите заботу о себе посредством добротной и красивой вещи.
  7. Коллаж: наберите стопку (как минимум, из десяти) старых журналов, которые можно безболезненно разъять. Засеките время и листайте их двадцать минут, вырезая любые рисунки и фотографии, как-либо отображающие вашу жизнь или ваши интересы.
  8. Отнеситесь к этому упражнению как к автобиографии в картинках. Включите свое прошлое, настоящее, будущее и заветные мечты. Любые картинки, что понравились вам просто так, тоже пойдут в дело. Продолжайте, пока не сложите солидную стопку картинок (не меньше двадцати). Теперь возьмите лист бумаги, степлер, скотч или клей и расположите картинки в таком порядке (или беспорядке), который вам по душе. (Это одно из любимейших упражнений моих учеников.)
  9. С ходу назовите пять ваших любимых фильмов. Есть ли у них нечто общее? Что это за фильмы — о любви, приключениях, исторические, политические, драмы, семейные саги, триллеры? Заметны ли следы ваших кинематографических предпочтений в вашем коллаже?
  10. Перечислите пять любимых тем для чтения: сопоставление религий, кинофильмы, физика, «из грязи в князи», предательства, любовные треугольники, великие научные открытия, спорт… Попадаются ли эти темы в вашем коллаже?
  11. Найдите почетное место для своего коллажа. Даже если о нем никто не знает: в шкафу, в ящике стола — в любом месте, что принадлежит именно вам. Можете создавать новый коллаж раз в несколько месяцев или составить специальный коллаж, посвященный мечте, которую вы стремитесь осуществить.

Сделайте проверку рутин еще раз.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.



Или оставить свой комментарий на странице.

comments powered by HyperComments

Книги:

Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и ее последствия. Учебник

В учебнике представлен материал по психической травме и психической травматизации, связанной с неизлечимыми заболеваниями, боевыми действиями, миграционными процессами и т.д., дается подробный анализ психической травматизации у детей и подростков. Рассмотрены... Подробнее