Гладышева Марина. Консультации психолога


Жертва и выход из сценария

2014-02-02 19:39:00

Супружество и партнерство
О проекте "Супружество и партнерство"
Проблемы в паре супругов или партнеров, в том числе одного пола. Почему бывают и как с ними справиться.

Содержание

Женщина в женской сказочной роли жертвы никогда сама не может проснуться/выйти из травмы. Всегда сначала приходит мужчина. Или это сам герой, тогда есть шансы на выход из травмы отверженных, или суррогат героя, тогда уход в травму зависимых. Но между отверженностью и зависимостью будет мертвая пустыня. И никакие помощники для жертвы появиться не могут.

От летаргического сна женщине можно проснуться только с помощью партнера:

  • спящую красавицу и прочих белоснежек/царевен целует принц;
  • Брунгильду целует Сигурд;
  • над Финистом плачет его нареченная;
  • за лягушкой приходит ее Иван;
  • к Каю приходит Герда.

И только Сигурд/Иван Царевич приходят в себя через сепарацию от матери, это другая история.

Если женщина страдает от неразделенной любви, то она — жертва, ее чувство не принято вместе с ней, а сублимировать настоящее чувство не получится. У жертвы по сказке нет воли, никогда. Волей обладает только Герой.

В мифе тоже. Брунгильда страдает, но она сама не делает ничего, пока Сигурд не появляется на ее пороге с покаянным, что бес его попутал. Далее уже она интригует и гробит Сигурда руками мужчин.

А проснуться, очнуться и ожить самостоятельно жертва не может. Так не бывает.

Зинкевич-Евстигнеева выделяет всего два типа сценариев сказки отношений: «Две свадьбы» и «Дорога в бессмертие», сказку «Иван — Бесталанный сын» и миф о Брунхильде и Сигурде в качестве примеров.

Я считаю, что сценариев отношений надо выделять пять, а типов сказок, соответственно, десять:

  1. Миф о Хлев Хлау Гафесе
  2. Царевна-лягушка
  3. Сага о Вёльсунгах
  4. Финист — Ясный сокол
  5. Велес и Буря-Яга
  6. Василиса Премудрая
  7. Три царства — медное, серебряное и золотое
  8. Сказка о спящей царевне (Сказка о спящей красавице/Шиповничек)
  9. Сказка о царе Салтане
  10. Аленький цветочек

Все остальные сказки или совпадают по значимым маркерам с этими сценариями, или не являются сценариями отношений вовсе.

Далее, если взять за основу иерархию решений Эрика Берна:

Эрик Берн описал вот такую иерархию решений:

«Существует иерархия решений, и высший уровень — это решение следовать или не следовать сценарию, и пока это решение не принято, все остальные не в силах изменить конечную судьбу индивидуума. Иерархия эта такова.

  1. 1. Следовать или не следовать сценарию.
  2. 2. Если следовать сценарию, то какому? Если не следовать, то что делать взамен?
  3. 3. „Перманентные“ решения: вступать в брак или нет, иметь детей или нет, совершить ли самоубийство, убить ли кого-нибудь, сойти ли с ума, уйти с работы или быть уволенным, добиться ли успеха.
  4. 4. „Инструментальные“ решения: на какой девушке жениться, сколько детей иметь, как совершить самоубийство и т. д.
  5. 5. „Темпоральные“ (временные) решения: когда жениться, когда иметь детей, когда совершить самоубийство и т. д.
  6. 6. Решения, связанные с затратами: сколько денег давать жене, в какую школу отправлять детей и т. д.
  7. 7. „Срочные“ (сиюминутные) решения: отправиться ли на вечеринку или остаться дома и заняться сексом, поколотить сына или только отругать его, пойти в гости сегодня или завтра и т. д.

Каждый уровень в этой иерархии подчинен всем вышестоящим, и каждый низший уровень более тривиален по сравнению с высшими. Но все уровни вносят свой вклад непосредственно в финал и предназначены для того, чтобы финал осуществился как можно эффективнее независимо от того, диктуется ли он директивами сценария или избран независимо. Таким образом, пока не принято решение первого уровня, все остальные решения „рациональны“ в экзистенциальном смысле, но, в сущности, рациональными не являются.»

то можно сделать вывод, что вопрос о помощниках в сказках, вне зависимости от гендера, является «инструментальным» решением, тогда как рациональным является выбор: следовать или не следовать сценарию, или хотя бы: какому сценарию следовать, то есть выбор из имеющихся СЦЕНАРИЕВ ОТНОШЕНИЙ.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.



Или оставить свой комментарий на странице.

comments powered by HyperComments

Книги:

Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян. Историко-критическое исследование

Вниманию читателей предлагается труд российского юриста и историка права И.М.Собестианского (1856-1896), посвященный исследованию различных теорий о характере, быте, нравах и обычаях древних славян. Книга включает две части. В первой части... Подробнее