Статья. Понять, простить и принять. Иллюстрация к психологической схеме


Про пример из предыдущей темы.

Маленькая девочка в деревенской многодетной семье видит и знает, что ее мама пережила смерть своих детей. Деревня, полстолетия или столетие назад, отсутствие хорошей медпомощи, изношенное беспрерывными (при отсутствии контрацепции) родами здоровьем мамы и т. д. и т. п. = высокая детская смертность. Ребенок понимает, что:

— мама не может ее уберечь от смерти;

— мама продолжит жить, улыбаться, рожать новых детей и любить всех живых, а девочка останется в пустоте.

Любовь мамы при этом очень нужна, но отвергается ребенком. И чем более ребенок боится любить мать, боится близости, ругается и обижается на нее, тем более он уверен, что между «ругать» и «любить» есть связка. И, хотя связка выглядит как: «мама любит ребенка, даже когда он ее отвергает», а со стороны ребенка: «я сержусь на маму, потому что хочу ее любить, но боюсь», для девочки, ставшей мамой в свое время связка вывернется как: «Если я не буду тебя ругать, то как ты поймешь, что я тебя люблю?»

А то, что как любовь мамы распознается: подарки и акты служения, выворачивается в связку для девочки, ставшей мамой, и ее ребенка: «Если ты не будешь делать то, что я хочу, то как ты поймешь, что я тебя люблю?»

Эта женщина так и не выросла и осталась маленькой девочкой, отвергающей свою мать. Чуть меньше ресурса, который доставался младшему ребенку в большой семье, чуть меньше собственных внутренних ресурсов, как у позднего ребенка, — и смерть сиблингов воспринята как травма.


Можно простить и отпустить ситуацию и тех, по чьей вине она создана. Тогда воспоминания подергиваются дымкой и забываются со временем (а не вытесняются)


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.